понедельник, 20 июня 2011 г.

Еще раз о ЕГЭ


Если выпуск отображается некорректно, Вы можете посмотреть его на сайте перейти к выпуску >>>
Жилищный вопрос в России: проблемы и перспективы

Еще раз о ЕГЭ

С ЖКХ (и с многими другими) эту тему роднит низкое качество
управленческих решений наших органов власти.


Вот уже несколько лет власти РФ с упорством, достойным лучшего применения, внедряют в нашу систему образования совершенно чуждую ей по духу, принципам и традициям систему единого госэкзамена (ЕГЭ). Нынешний год ознаменовался новыми проблемами и новыми скандалами с ЕГЭ, о которых широко сообщают СМИ. Имеющийся опыт уже позволяет сделать определенные выводы. Система, скопированная с западных моделей (как и все сейчас у нас, свое мы с большим успехом разрушили, зачеркнули и забыли), ни в чем не достигает своих целей, да и цели-то были поставлены неверные. Рассмотрим эти цели (задачи) ЕГЭ кратко и по порядку.

1. Получить объективную информацию об уровне знаний выпускников. Логично, ведь оценки в аттестате почти ничего не говорят, 4-ка в сельской школе далеко не то же самое, что 4-ка в московской спецшколе. Вот только зачем нам эта информация? Ни один работодатель никогда не ориентируется на оценки в аттестате, у него свои критерии. Для поступления на госслужбу? И здесь есть свои критерии отбора кандидатов, не имеющие ничего общего с оценками в аттестате или баллом ЕГЭ. Если мы будем государственных служащих (управляющих страной, между прочим) набирать на основе балла ЕГЭ, нетрудно представить, что будет с нашей страной через самое короткое время. А если молодой человек, получивший низкий балл ЕГЭ, пойдет по жизни с чувством собственной неполноценности? А еще говорят, что Эйнштейн в школе был троечником … Цель поставлена ложная, да и та из-за массовых фальсификаций недостижима.

2. Прием в ВУЗ на основе балла ЕГЭ. Эта бредовая цель совершенно никак не объяснима. У каждого ВУЗа должны быть свои критерии, свои принципы отбора своих будущих студентов. Это очевидно, во всем мире так, и иначе быть не может. Объяснение рациональное может быть только одно - российским государственным ВУЗам все равно, кого принимать и кого выпускать. А зачем нам такие ВУЗы? Именно связь ЕГЭ с поступлением в ВУЗ и порождает ажиотаж и массовые фальсификации.

3. Избавить детей от двойной нагрузки - выпускных экзаменов и вступительных в ВУЗ. Почему в России все молодые люди после школы должны идти в ВУЗ, непонятно. В зарубежных странах в ВУЗ идут 20-30%, остальные идут работать. Количество мест в наших ВУЗах сейчас значительно превышает количество выпускников школ. Может быть, лучше сократить количество ВУЗов? При массовой гибели отечественной промышленности зачем нам сотни тысяч инженеров, технологов, программистов? Работать на иностранных фирмах? Чтобы качать нефть и гнать ее за бугор, высшая математика не нужна.

Если бы у нас в ВУЗ шли тоже 20-30% выпускников, проблемы массового переутомления от двойных экзаменов бы не возникло. Но даже и в этом случае ее можно решить лучше и проще без ЕГЭ. Выпускные экзамены можно упростить, оставив 4-5 экзаменов, например,

1) русский-литература (сочинение)
2) математика-физика
3) история-обществоведение
4) биология-химия
5) …
Остальные предметы - зачеты. Сдавшим 3 и более экзаменов выдается аттестат о среднем образовании, остальным - справка о том, что он прослушал курс средней школы. И все, этого вполне достаточно. И вступительные экзамены в ВУЗ можно, во-первых, растянуть по времени, во-вторых, облегчить. Например, в некоторых странах применяется такой способ набора студентов: на первый курс зачисляют всех, подавших заявление, первый курс - платное обучение, в конце года - сессия, по результатам которой остается ровно столько студентов, сколько нужно ВУЗу, остальные отчисляются. Просто и изящно!

Ситуация с ЕГЭ - еще один примеров низкого качества решений, принимаемых нашими органами власти. И таких примеров уже слишком много. До каких пор это будет продолжаться?


Ведущий рассылки:
старший научный сотрудник Института Проблем Управления РАН,
кандидат технических наук,
специалист по теории управления в социально-экономических системах,
Глазунов Сергей Николаевич

Вопросы и предложения присылайте на e-mail: gsn222@yandex.ru
Интересные материалы по реформе ЖКХ можно найти на сайте Dom11.org
Обсудить вопросы можно на форуме

.

Внимание! Некоторые из следующих ссылок позволяют войти в кабинет подписчика без знания пароля. Не передавайте никому это письмо во избежание несанкционированного доступа к Вашему личному кабинету на проекте Рассылки@Mail.Ru.
Архив рассылки * Рекомендуемые рассылки * Отключить рекламу * Мои подписки * Помощь

Сообщить о нарушении данной рассылкой правил Сервиса
Отказаться от получения данной рассылки: нажмите здесь или отправьте это письмо

Комментариев нет:

Отправить комментарий